Механическая коробка передач продолжает пользоваться популярностью среди автомобилистов, несмотря на то, что автомат уже перестал быть атрибутом дорогих премиальных машин и активно завоевывает отечественный рынок. По цене он ненамного опережает механику, зато дарит намного больше комфорта в городской эксплуатации. Казалось бы, механика как архаизм прошлой автомобильной эпохи должна отмереть. Однако она продолжает активно покупаться не только в России, но и в Европе, особенно в южных странах. Неужели у ручной неудобной коробки есть такие преимущества, которые заставляют водителей отказаться от удобств, свойственных автомату?
Статья по теме Изменить привычки. Что категорически нельзя делать на машинах с автоматом?
Рейтинг лучших автомобилей для начинающих водителей
Мы исследовали десятки транспортных средств, сравнили технические характеристики множества марок и моделей, изучили мнения разных экспертов, рекомендаций и отзывов автовладельцев. На основании полученных данных мы составили свой рейтинг. В топ 10 вошли самые лучшие машины для начинающих водителей.
Hyundai i30
Пятидверный корейский хэтчбек с дорожным просветом 150 мм – бюджетное решение, чтобы начать осваивать городские дороги. Надежный, экономичный, не требовательный в обслуживании, авто обеспечивает максимальный угол обзора, что важно для новичка.
Плюсы
: маневренный, динамичный, управляемый, отлично ведет себя на трассе. Запчасти дешевые и доступные.
Минусы
: жесткая подвеска.
Объём двигателя, л. | Мощность, л. с. | Привод | Трансмиссия | Топливо | Расход топлива, л./100км | Разгон до 100 км/ч, секунд | Максимальная скорость км/час | ||
В городе | На трассе | Смешанный | |||||||
1,6 | 130 | передний | АКПП | АИ | 9,5 | 5,2 | 6,8 | 11,9 | 192 |
Renault Logan
Иномарка заслужила звание народного автомобиля. При клиренсе 155 мм автомобиль достаточно уверенно проявляет себя как на трассе, так и на грунтовых дорогах.
Простой, бюджетный, нетребовательный в обслуживании и дешевый в ремонте, рено логан можно купить в базовой комплектации за 850 тысяч. Оптимальный вариант для тех, кто впервые сел за руль: отсутствие отвлекающих опциональных кнопок, хороший обзор, простота управления. Купить бу иномарку с пробегом до 100 тыс.км в возрасте менее 5 лет можно за 250 тысяч рублей.
Плюсы
: надежный, дешевый, качественный автомобиль. Вместительный багажник, просторный салон.
Минусы
: заднее сиденье не складывается, не редки недостатки обогревателя.
Объём двигателя, л. | Мощность, л. с. | Привод | Трансмиссия | Топливо | Расход топлива, л./100км | Разгон до 100 км/ч, секунд | Максимальная скорость км/час | ||
В городе | На трассе | Смешанный | |||||||
1,6 | 102 | передний | АКПП | АИ | 10,9 | 6,7 | 8,4 | 11,7 | 171 |
Kia Picanto
Простой и надежный кореец отличается компактными габаритами, маневренностью и отличной управляемостью Клиренс машины составляет 161 мм, что в совокупности с мягкой подвеской существенно облегчает преодоление препятствий для начинающего автолюбителя.
Kia Picanto
Kia Picanto вид сзади
На вторичном рынке пятилетняя машинка стоит около полумиллиона, с салона взять Киа Пиканто можно от 800 (в базовой) до 1000 (в максимальной комплектации) тысяч рублей. Настоящая рабочая лошадка, которая не доставит владельцу лишних проблем.
Киа Пиканто – один из лучших автомобилей для девушек. Модный и стильный малыш адекватно реагирует на любое колебание руля, компактные габариты и электронные системы с датчиками и камерами позволяют легко парковаться (по статистике, в первые годы вождения парковка отнимает у женщин достаточно много времени, поэтому крупногабаритные седаны и внедорожники явно не для слабого пола).
Плюсы
: комфортабельный авто с интегрированными системами безопасности, электроникой, камерой заднего вида существенно облегчит новичку процесс привыкания к рулю.
Минусы:
маленький багажник.
Объём двигателя, л. | Мощность, л. с. | Привод | Трансмиссия | Топливо | Расход топлива, л./100км | Разгон до 100 км/ч, секунд | Максимальная скорость км/час | ||
В городе | На трассе | Смешанный | |||||||
1,2 | 84 | 2WD | АКПП | АИ | 7,0 | 4.5 | 5,4 | 13,7 | 161 |
Volkswagen Polo
1,6 литровый бензиновый двигатель авто марки Volkswagen Polo признан одним из самых надежных и работоспособных. Авто с клиренсом 176 мм, отличной управляемостью, великолепной динамикой и маневренностью не доставит проблем новичку.
Марка настолько сильно выражает фразу «немецкое качество», что более 20 лет лидирует на рынке автомобилей В-класса. Экономичный расход, комфорт и эргономика салона, отличный обзор и набор опций (круиз-контроль, камеры заднего вида и прочие) делают этот автомобиль отличным выбором для начинающих.
Плюсы
: маленький расход топлива, неприхотливое транспортное средство, безопасный, надежный. Современный экстерьер без изысков и излишеств.
Минусы
: жесткий пластик, жесткая подвеска.
Объём двигателя, л. | Мощность, л. с. | Привод | Трансмиссия | Топливо | Расход топлива, л./100км | Разгон до 100 км/ч, секунд | Максимальная скорость км/час | ||
В городе | На трассе | Смешанный | |||||||
1,6 | 110 | 2WD | АКПП | АИ | 7,9 | 4,7 | 5,9 | 11,7 | 184 |
Ford Focus
Надежный автомобиль можно дешево купить с рук: всего 500 тысяч стоит 5-летняя модель с небольшим пробегом. Выносливый, управляемый, беспроблемный.
Для максимальных удобств в виде систем активной помощи при парковке, парковочных датчиков, электроприводов зеркал, круиз-контроля, мониторинга «слепых» зон придется доплатить совсем маленькую сумму – порядка 20-30 тысяч рублей, если вы планируете взять транспортное средство с салона.
Плюсы
: отличная маневренность, легкоузнаваемый стильный дизайн, оцинкованный кузов, стойкое ЛКП, стойкое лакокрасочное покрытие, отличный головной свет, надежный двигатель, вместительный багажник, много электронных ассистентов.
Минусы
: маленький клиренс, недостаточная шумоизоляция салона.
Объём двигателя, л. | Мощность, л. с. | Привод | Трансмиссия | Топливо | Расход топлива, л./100км | Разгон до 100 км/ч, секунд | Максимальная скорость км/час | ||
В городе | На трассе | Смешанный | |||||||
1,6 | 125 | 2WD | АМТ | АИ | 8,7 | 4,9 | 6,3 | 11,7 | 193 |
1,5 | 150 | 2WD | АКПП | АИ | 10,0 | 4,9 | 6,7 | 9,2 | 208 |
Citroen C4
Новый, с салона, Citroen C4 чуть подороже своих конкурентов. За полтора миллиона рублей вы получаете целый пакет опций: ABS, система распределения тормозных усилий (REF),помощь при экстренном торможении (AFU), круиз-контроль с ограничителем скорости, дополнительные подушки безопасности для передних пассажиров и водителя.
Сюда же входят различные электронные помощники: контроль слепых зон, датчики парковки, зеркала заднего вида с электроприводом и подогревом. Упакованный всяческими фишками для водителей и пассажиров салон тоже придется по вкусу самым требовательным водителям. Подержанную модель можно купить за 450-500 тысяч рублей.
Разнообразие модификаций бензинового и дизельного двигателя разной мощности делает выбор более широким. Женщины чаще склонны выбирать бензиновый ДВС, мужчины склоняются к дизельному, при этом комплектация остается той же: удобно.
Плюсы
: яркий дизайн, запоминающаяся внешность, отлично подходит для девушек: комфортабельный и легкоуправляемый.
Минусы
: жесткая подвеска.
Объём двигателя, л. | Мощность, л. с. | Привод | Трансмиссия | Топливо | Расход топлива, л./100км | Разгон до 100 км/ч, секунд | Максимальная скорость км/час | ||
В городе | На трассе | Смешанный | |||||||
1,6 | 150 | 2WD | АКПП | АИ | 8,9 | 5,3 | 6,5 | 8,1 | 207 |
1,6 | 115 | 2WD | АКПП | АИ | 8,8 | 5,3 | 6,6 | 12,5 | 188 |
1,6 | 115 | 2WD | АКПП | ДТ | 5,9 | 4,2 | 4,8 | 11,4 | 187 |
Chevrolet Aveo
Модель в стильном кузове можно приобрести на вторичном рынке по цене от 250 тысяч рублей.
Плюсы: подушки безопасности, хороший обзор, электронные помощники, трансформируемый салон, комфортный, вместительный.
Минусы: шумоизоляция откровенно хромает.
Объём двигателя, л. | Мощность, л. с. | Привод | Трансмиссия | Топливо | Расход топлива, л./100км | Разгон до 100 км/ч, секунд | Максимальная скорость км/час | ||
В городе | На трассе | Смешанный | |||||||
1,6 | 115 | 2WD | АКПП | АИ | 8,9 | 5,3 | 6,5 | 11,3 | 189 |
Opel Corsa
Легендарная машина Opel Corsa в 2020 году ввернется в обновленном кузове и укомплектованной по полному разряду. По крайней мере, так обещал производитель. Цена на экземпляр в базовой комплектации, как и сама комплектация, на сегодня остается под вопросом. Новичкам же стоит обратить внимание на подержанную 5-летнюю Корсу, купить которую можно в пределах 400 тысяч рублей.
Плюсы:
идеален для девушек, прост в управлении, неприхотлив, ремонтопригоден.
Минусы
: скромный размер багажного отделения, низкий дорожный просвет – всего 140 мм.
Объём двигателя, л. | Мощность, л. с. | Привод | Трансмиссия | Топливо | Расход топлива, л./100км | Разгон до 100 км/ч, секунд | Максимальная скорость км/час | ||
В городе | На трассе | Смешанный | |||||||
1,4 | 101 | 2WD | АКПП | АИ | 8,0 | 5,0 | 6,3 | 13,9 | 172 |
Nissan Tiida
Еще один из успешных и продаваемых авто — Nissan Tiida, купить который на вторичном рынке можно в пределах 600 тысяч рублей. Автолюбители нашли в нем множество плюсов и самый минимум недостатков.
Плюсы
: маневренный, стильный городской автомобиль для мужчин и женщин. Комфортабельный, надежный, безопасный. Экономичный расход топлива.
Минусы
: недостаточно управляемый при неблагоприятных погодных условиях.
Объём двигателя, л. | Мощность, л. с. | Привод | Трансмиссия | Топливо | Расход топлива, л./100км | Разгон до 100 км/ч, секунд | Максимальная скорость км/час | ||
В городе | На трассе | Смешанный | |||||||
1,6 | 117 | 2WD | CVT | АИ | 8,1 | 5,4 | 6,4 | 11,3 | 180 |
Peugeot 308
За полмиллиона можно купить укомплектованный всем необходимым для водителя набором функций авто: климат-контроль, боковые и передние подушки безопасности, круиз-контроль, мультифункциональное рулевое колесо, электроприводы зеркал и стекол, электроподогрев сидений, парктроники, кондиционер и прочие опции. Максимальные комплектации, которые сегодня также можно купить на вторичном рынке, представлены салонами с кожаной отделкой сидений и рулевого колеса.
Как правило, данную модель предпочитают автолюбители женского пола. Для женщины-новичка машина удобна, красива, в нее помещается огромное количество сумок,есть ситемы безопасности для перевозки детей. Машина надежная, простая в управлении.
Плюсы
: стильный внешний вид, легко управляемая, комфортная модель. В машине есть все, чтобы вождение было в удовольствие.
Минусы
: низкий клиренс для российских дорог.
Объём двигателя, л. | Мощность, л. с. | Привод | Трансмиссия | Топливо | Расход топлива, л./100км | Разгон до 100 км/ч, секунд | Максимальная скорость км/час | ||
В городе | На трассе | Смешанный | |||||||
1,6 | 150 | 2WD | АКПП | АИ | 11 | 6 | 7,8 | 10,2 | 205 |
Выбирается из грязи
МКПП гораздо лучше ведет себя на раскисших дорогах, где необходимо часто буксовать. Если машина завязла в грязи, то ее вытаскивают раскачкой, то есть периодическим включением первой и задней ступеней. Автомобиль качается вперед и назад, после чего входит в резонанс с колесами и с небольшими пробуксовками выбирается из грязевой ловушки. Проделать такую же операцию на автомате невозможно. Он не позволяет быстро менять задний ход на режим «D», отчего машина еще больше зарывается в грязь. Поэтому на внедорожниках часто можно встретить механическую коробку.
Кроме того, машину с механикой можно легко запустить с толкача, если возникли какие-то технические поломки, к примеру, вышло из строя зажигание или разрядилась аккумуляторная батарея. Сломавшуюся машину с механикой можно также взять на буксир, а вот автоматическая трансмиссия такой возможности не дает. Для такой машины потребуется вызывать эвакуатор.
Торможение двигателем
Механическая трансмиссия полезна и при поездках в гористой местности. Она позволяет тормозить мотором при скатывании под уклон. Если включить пониженную передачу при движении по дороге вниз, то мотор берет на себя часть энергии и стабилизирует скорость в районе 60-70 км/ч. При таком движении экономится топливо и не истираются колодки с дисками. Для жителей горных местностей это принципиально важно. Однако автомат на такое не способен. Гидротрансформатор проворачивается, и автомобиль ускоряется под уклон, отчего всегда приходится задействовать тормоза. А они тоже могут перегреваться и терять эффективность.
Удерживают оптимальные обороты мотора
Автомобили с автоматической трансмиссией не любят драйверы. Таким водителям хочется самим выбирать оптимальные режимы работы мотора и поддерживать такие обороты двигателя в поворотах и при перестроениях, которые кажутся им правильными. Часто они включают вторую или третью передачу, чтобы эффектно подрифтовать на ровной площадке. Автоматическая трансмиссия хуже выдерживает такие нагрузки. Именно поэтому на спортивных машинах чаще всего устанавливают надежные и ремонтопригодные МКПП.
Вопрос-ответ
Вредит ли механической коробке езда при выжатом сцеплении?
Выше экономичность
У МКПП выше КПД. Энергия вращения коленвала не уходит в гидротрансформатор, как это бывает с автоматом. Порой автомат с незаблокированной гидромуфтой съедает до 30% энергии и превращает ее в тепло, разогревая трансмиссию. Тепло необходимо отводить, из-за чего инженеры ставят дополнительные радиаторы. Механика же, наоборот, имеет прямую связь валов, отчего потери энергии минимальные. Поэтому она не требует установки отдельной системы охлаждения. По этой же причине в пробках и на малых скоростях экономичность ручной коробки выше примерно на 15%.
Единство противоположностей. Зачем инженеры скрестили автомат с вариатором? Подробнее