Автомобиль Апал-2154/21541 «Сталкер» The Car Apal-2154/21541 «Stalker»

Не следует путать с Apal.

АПАЛ-2154
Общие данные
ПроизводительАПАЛ
Годы производства2003—2011, 2020 — настоящее время
СборкаАПАЛ (Тольятти, Россия) ВИС-АВТО (Тольятти, Россия)
КлассВнедорожник
Дизайн
Тип кузова3‑дв. универсал (4‑мест.) 3‑дв. кабриолет (4‑мест.)
Компоновкапереднемоторная, заднеприводная переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула4 × 2, 4 × 4
Двигатель
Объём1524 см3
Максимальная мощность37 кВт (50 л. с.), при 4600 об/мин
Максимальный крутящий момент92,0 Н·м, при 2500 об/мин
Конфигурациярядный, 4-цилиндр.
Цилиндров4
Клапанов8
Расход топлива при городском цикле6,7
Расход топлива на трассе5,8
Степень сжатия23
ВАЗ-21214
ПроизводительБарнаултрансмаш
Типбензиновый OHC
Объём1 690 см3
Максимальная мощность59,5 кВт (81 л. с.), при 5000 об/мин
Максимальный крутящий момент127,5 Н·м, при 4000 об/мин
Конфигурациярядный, 4-цилиндр.
Цилиндров4
Клапанов8
Макс. скорость130
Разгон до 100 км/ч13,6
Диаметр цилиндра82 мм
Ход поршня80 мм
Степень сжатия8,5
Система питаниявпрыск топлива
Охлаждениежидкостное
Клапанной механизмOHC
Материал блока цилиндровчугун
Материал ГБЦалюминий
Тактность (число тактов)4
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Рекомендованное топливоАИ-93
Трансмиссия5-ст. МКППМассово-габаритные характеристикиКолёсная база2200 ммМасса960 кгНа рынкеСвязанныеВАЗ-2121СегментJ-сегментДругая информацияДизайнерАлександр Ильинский и Сергей Некрасов АПАЛ-21541 →

АПАЛ-2154 «Сталкер»

— лёгкий заднеприводный внедорожник, собранный на базе агрегатов и узлов автомобиля «Жигули». Разработан в городе Тольятти производственной в 2003 году. Имеет каркасную раму, обшитую пластиковыми панелями.

Планировался к выпуску серийно на Аргунском заводе Чеченавто[1].

Планируется выпустить ограниченную партию автомобилей (150 шт.), наладив производство в Тольятти на мощностях «ПСА ВИС-АВТО»[2][3].

Автомобиль Апал-2154/21541 «Сталкер» The Car Apal-2154/21541 «Stalker»

Апал-2154 «Сталкер» из Тольятти. В 2003 году на Тольяттинском моторшоу дебютировал необычный автомобиль — трехдверный компактный внедорожник с матерчатым верхом под названием «Сталкер» Изюминка машины заключалась в каркасно-панельной конструкции кузова, где каркас был сделан из стальных труб прямоугольного сечения, а панели — из композитных материалов. Внедорожник, построенный на базе заднеприводного ВАЗ-2105, с мелкосерийным дизелем ВАЗ-341 (1,5 л, 50 л.с.), вызвал живой интерес у публики, поскольку при своих компактных габаритах (длина 3375 мм) и предполагаемой дешевизне выглядел весьма харизматично. При этом представившая разработку широкой публике была почти неизвестна. История проекта «Сталкер» началась задолго до презентации первого образца — в начале 90-х годов. «Апал» входит в единый холдинг с . Эти две фирмы являются крупнейшими в России производителями листового пластика, внешних и внутренних пластиковых деталей для нужд автопрома. Концепция «Сталкера» и специализация «Апала» пересекались, дело оказалось в нужных руках. Первый прототип внедорожника достался «Апалу» в почти готовом виде, машину достроили быстро и презентовали ее осенью 2003 года на том самом Тольяттинском моторшоу. Поначалу на «Сталкер» возлагали миссию шоу-автомобиля, при помощи которого демонстрировались возможности термопласта. Нужно сказать, что в этом качестве он себя многократно окупил. Параллельно машину стали доводить до серийной кондиции. На втором экземпляре «Сталкера» сделали жесткую крышу, но агрегаты по-прежнему заимствовали от заднеприводных «Жигулей». Начиная с третьего экземпляра в конструкции «Сталкера» стали применять полноприводную трансмиссию и 1,7-литровый бензиновый двигатель от «Нивы» мощностью 83 л.с. Однако, несмотря на общую агрегатную базу, экспериментальный внедорожник имел множество принципиальных преимуществ перед «Нивой»: не гниющий и не боящийся царапин кузов, значительно меньшая снаряженная масса и принципиально иной, брутальный дизайн. Далее:https://bigsmi.com/news/19174-stalker-kotoryij-zabludilsya-istoriya-rossijskogo-krossovera-apal-2154-stalker.html Apal-2154 «Stalker» from Togliatti. In 2003 the Togliatti motor show debuted the unusual car — a three-door compact SUV with a cloth top under the name «Stalker» The highlight of the machine was fabricated body construction where the frame was made from steel pipes of rectangular section, and panels of composite materials. SUV built on the base rear-wheel drive VAZ-2105, with small-scale diesel engine VAZ-341 (1.5 l, 50 HP), aroused great interest among the public, because with its compact dimensions (length: 3375 mm) and the supposed cheapness seemed to be very charismatic. While presenting the development of the company «Apal» to the public was almost unknown. History of the project «Stalker» began long before the presentation of the first sample in the beginning of 90-ies. «Apal» is included in a single holding with the company «Lada-Plast». These two firms are the largest in Russia manufacturers of plastic sheet, external and internal plastic parts for the needs of the industry. The concept of «Stalker» and specialization «Apala» it was crossed, it turned out to be in the right hands. The first prototype of the SUV got «Apal» in nearly finished form, the car was completed quickly and presented it in the fall of 2003 the Togliatti motor show. The first on «Stalker» was assigned the mission of show-car, which demonstrated the possibility of thermoplastics. I must say that in this capacity he several times paid off. In parallel, the machine began to bring up the serial condition. The second instance of «Stalker» has made rigid roof, but the units are still borrowed from the rear-wheel drive «Lada». Since the third instance in the construction of «Stalker» began to use four-wheel drive transmission and a 1.7-litre petrol engine from the «Fields» 83 HP However, despite the overall aggregate base, the pilot SUV has had many fundamental advantages over the «Field»: not rotting and not afraid of scratching the body, much less kerb weight and fundamentally different, brutal design. Далее:https://bigsmi.com/news/19174-stalker-kotoryij-zabludilsya-istoriya-rossijskogo-krossovera-apal-2154-stalker.html

Сталкер: Апал-21541

Апал-21541 «Сталкер» – полноприводный внедорожник, сочетающий в себе брутальный дизайн, архаичный салон, проверенную годами техническую «начинку» и высокий внедорожный потенциал… Он адресован, в первую очередь, любителям активного отдыха и покатушек по пересеченной местности, для которых в автомобиле особенно важна проходимость, а не уровень комфорта или безопасности…

концептуальный APAL-21541 (2003 года)

Внедорожник «Сталкер», разработан тольяттинской на шасси Lada 4×4 и начал свою историю еще в 2003-м – именно осенью того года внедорожник (тогда еще с матерчатым верхом) был впервые явлен широкой общественности на стендах мотор-шоу в Тольятти. Но тогда, как говорится, дело дальше слов не пошло… Вновь заговорили об автомобиле только весной 2020 года, когда Росстандарт выдал свежее ОТТС на выпуск партии из 150 «проходимцев», однако его продажи на российском рынке стартовали лишь в июле 2019-го.

Апал-21541 (Сталкер)

Снаружи «Сталкер» отличается действительно брутальным видом, чем-то напоминая уменьшенную копию легендарного «Гелендвагена», да и в целом выглядит достаточно гармонично – незатейливый передок с круглой оптикой, простенькой решеткой радиатора и аккуратным бампером, «квадратный» силуэт с коротеньким капотом, трапециевидными расширителями колесных арок и отвесной кормой, непримечательный тыл с прямоугольными блоками светотехники и подвешенной запаской.

В длину Апал-21541 насчитывает всего 3550 мм, из которых на 2200 мм простирается расстояние между колесными парами, в ширину достигает 1646 мм, а в высоту не превышает 1751 мм. Дорожный просвет внедорожника «упирается» в 200 мм, а величина передней и задней колеи у него составляет 1440 мм и 1420 мм соответственно.

В снаряженном виде автомобиль весит 1170 кг, но при этом способен буксировать прицепы массой до 1500 кг.

интерьер салона

Внутри Апал-21541 «Сталкер» выполнен в архаичном ключе – крупный четырехспицевый руль с «плоским» ободом, лаконичная комбинация приборов с четырьмя аналоговыми шкалами да парой маленьких монохромных табло, устаревшая по всем направлениям центральная консоль, которую венчают пара прямоугольных дефлекторов вентиляции, три ползунка обычной «печки» да несколько крупных клавиш второстепенных функций.

Вполне логично, что в салоне внедорожника применены исключительно бюджетные материалы отделки, да и качество исполнения оставляет желать лучшего.

передние кресла

По паспорту убранство «Сталкера» имеет четырехместную компоновку, однако на задней «лавочке» более-менее сносно смогут разместиться разве что только дети – здесь и свободного пространства крайне мало, и сам диван обладает слишком плоским профилем, и подголовники отсутствуют. Передним же седокам полагаются кресла с ненавязчивой боковой поддержкой и достаточными диапазонами регулировок.

задний диван

Багажник у Апал-21541 – чисто формальный, поскольку его объем вряд ли превышает 200 литров, а для доступа к отсеку необходимо поднимать целиком заднюю часть крыши (благо, здесь имеются газовые упоры).

багажный отсек

Под капотом компактного внедорожника скрывается четырехцилиндровый бензиновый «атмосферник» ВАЗ-21214 рабочим объемом 1.7 литра (1690 кубических сантиметров), отвечающий экологическим требованиям «Евро-5» и заточенный под бензин с октановым числом не менее 95, который обладает рядной компоновкой, распределенным впрыском горючего и 8-клапанным строением ГРМ. Двигатель максимально генерирует 83 лошадиные силы при 5000 об/минуту и 129 Нм крутящего момента при 4000 об/минуту.

По умолчанию «Сталкер» снабжается 5-скоростной «ручной» коробкой передач и системой постоянного полного привода (в штатных условиях тяга делится между осями в равных долях) с двухступенчатой «раздаткой» и блокировкой межосевого дифференциала.

Сколько времени у автомобиля занимает разгон до первой «сотни» – не сообщается, но максимально он может развить 132 км/ч. В комбинированном режиме движения внедорожник «уничтожает» в среднем 10.8 литров горючего на каждые 100 км пробега.

Апал-21541 «Сталкер» базируется на шасси Lada 4×4, но при этом имеет трехдверный кузов каркасно-панельной конструкции с несущей «клеткой», сваренной из стальных труб стандартного прямоугольного сечения, и наружными панелями, отформованными из АБС-пластика.

Спереди внедорожник оснащен независимой подвеской с многорычажной архитектурой и поперечным стабилизатором, а сзади – зависимой системой с жесткой скручиваемой балкой. Стандартно автомобиль укомплектован передними дисковыми и задними барабанными тормозами, а также рулевым управлением с гидравлическим усилителем.

На российском рынке Апал-21541 «Сталкер» можно приобрести по цене от 1 233 000 рублей (правда, эта стоимость относится к конкретному экземпляру).

В список его оснащения входят: усилитель руля, тканевая отделка салона, штатный иммобилайзер да 16-дюймовые легкосплавные колеса.

История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» (14 фото)

В России предпринималось немало попыток создать мелкосерийный автомобиль с кузовом из композитных материалов. Большая часть из них в итоге закончилась пшиком, и лишь некоторые доходили хотя бы до эксперимента с организацией производства. К последним относится проект легкого внедорожника Апал-2154 «Сталкер» из Тольятти. О том, как зарождался этот кроссовер, как развивался и почему, несмотря на все старания, так и не появился в продаже.

История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» (14 фото)

В 2003 году на Тольяттинском моторшоу дебютировал необычный автомобиль — трехдверный компактный внедорожник с матерчатым верхом под названием «Сталкер». Изюминка машины заключалась в каркасно-панельной конструкции кузова, где каркас был сделан из стальных труб прямоугольного сечения, а панели — из композитных материалов. Внедорожник, построенный на базе заднеприводного ВАЗ-2105, с мелкосерийным дизелем ВАЗ-341 (1,5 л, 50 л.с.), вызвал живой интерес у публики, поскольку при своих компактных габаритах (длина 3375 мм) и предполагаемой дешевизне выглядел весьма харизматично. При этом представившая разработку широкой публике была почти неизвестна.

История проекта «Сталкер» началась задолго до презентации первого образца — в начале 90-х годов. В то время будущий главный конструктор и идеолог проекта Павел Федорович Попов работал директором орденоносного «Опытного завода № 100» в Челябинске. Предприятие находилось в ведении Министерства обороны, а потому первоначально машина задумывалась как транспортер переднего края для нужд военных. Попов изначально замыслил проект вокруг каркасно-панельной технологии. Такая конструкция особо актуальна для военных. Во-первых, она обеспечивает ощутимый выигрыш в весе, а это значит, что машину легко десантировать. Во-вторых, на композитных панелях не образуется ледяная корка, то есть автомобиль можно эксплуатировать в условиях низких температур.

Для оборонной промышленности 90-е годы были не лучшим временем, и к концу десятилетия челябинский завод, как и множество других предприятий отрасли, закрыли. Оставшегося без работы Попова тут же наняла тольяттинская научно-производственная , директор которой — Виктор Боблак — заинтересовался идеей каркасно-панельного внедорожника. Военный аспект проекта его не зацепил, и машину стали разрабатывать с прицелом на гражданский рынок. Работа над внедорожником закипела. «Лада-Тул» организовала экспериментальный участок, выделила квалифицированный инженерный персонал и закупила дорогостоящее оборудование, включая вакуум-формовочный станок Geiss немецкого производства. Давно задуманный «Сталкер» начал обретать свое материальное воплощение. На «Лада-Тул» разработали конструкцию кузова внедорожника, сварили первый каркас и изготовили матрицы для кузовных панелей.

Но вскоре финансовые дела фирмы пошатнулись и ее решили закрыть, расплатившись с кредиторами имуществом. Тогда-то все наработки по «Сталкеру» вместе с персоналом и перешли в ведение другой тольяттинской . «Апал» входит в единый холдинг с . Эти две фирмы являются крупнейшими в России производителями листового пластика, внешних и внутренних пластиковых деталей для нужд автопрома. Концепция «Сталкера» и специализация «Апала» пересекались, дело оказалось в нужных руках.

Первый прототип внедорожника достался «Апалу» в почти готовом виде, машину достроили быстро и презентовали ее осенью 2003 года на том самом Тольяттинском моторшоу. При этом в проект привнесли новую особенность: наружные панели «Сталкера» сделали не из привычных АБС- или стеклопластика, а из инновационного «композита» — многослойного окрашенного в массе термопласта. Этот материал намного прочнее АБС и гораздо более устойчив к морозам. Термопласт окрашивается в процессе изготовления, что позволяет значительно упростить и удешевить последующее производство автомобилей: не нужно тратиться на отдельную окрасочную камеру, химию и стоки. Для защиты от выцветания на кузов внедорожника нанесли тонкий слой акрила. Новый «композит» был собственной разработкой тольяттинцев. Чем-то подобным в то время могли похвастать только немцы.

Поначалу на «Сталкер» возлагали миссию шоу-автомобиля, при помощи которого демонстрировались возможности термопласта. Нужно сказать, что в этом качестве он себя многократно окупил. Но на каждой выставке огромный интерес у посетителей вызывала и сама машина, поэтому в компании решились на авантюрный шаг — попытаться запустить внедорожник в производство.

Попов разработал бизнес-план проекта. Он был составлен из расчета, что фирма все-таки найдет производственного партнера, с которым разделит часть ответственности. Схему предложили такую: «Апал» и гипотетический партнер создают совместное предприятие, в котором на плечи компаньона ложится изготовление стальных каркасов кузова и окончательная сборка внедорожников. «Апал», в свою очередь, отвечал бы за конструкцию автомобиля и занимался бы производством всех пластиковых деталей.

Параллельно машину стали доводить до серийной кондиции. На втором экземпляре «Сталкера» сделали жесткую крышу, но агрегаты по-прежнему заимствовали от заднеприводных «Жигулей». Начиная с третьего экземпляра в конструкции «Сталкера» стали применять полноприводную трансмиссию и 1,7-литровый бензиновый двигатель от «Нивы» мощностью 83 л.с. Однако, несмотря на общую агрегатную базу, экспериментальный внедорожник имел множество принципиальных преимуществ перед «Нивой»: не гниющий и не боящийся царапин кузов, значительно меньшая снаряженная масса и принципиально иной, брутальный дизайн.

В процессе климатических испытаний «Сталкера» проявилась фундаментальная проблема каркасно-панельных кузовов — разное линейное расширение материалов. При низких температурах стальной каркас усаживался меньше, чем термопласт. То есть каркас и панели начинали конфликтовать друг с другом. В первую зиму на одном из прототипов лопнули все наружные панели, поскольку они были жестко закреплены. Для решения проблемы в конструкцию ввели специальные технологические подштамповки и эллипсные отверстия под болты, компенсирующие усадку материала.

Петли капота расположены спереди, и открывается он по ходу движения — как на «Ниве» и «классике».

Доступ в багажник обеспечивает откидывающаяся задняя часть крыши. Ее можно демонтировать, и тогда «Сталкер» превратится в ландоле.

В 2006 году «Сталкер» прошел обязательный для получения Одобрения типа транспортного средства краш-тест. По действовавшим тогда в России сертификационным правилам машину нужно было «ударить» о бетонный куб со 100-процентным перекрытием на скорости 50 км/ч. Наблюдать за испытаниями собрался весь персонал Дмитровского автополигона. Эксперты предрекали провал теста: полагали, что кузовные панели расколятся на острые травмоопасные куски, что категорически недопустимо. Они ошиблись: машина прошла ударные испытания успешно, пластик на опасные осколки не рассыпался.

Первым серьезным партнером «Апала» в деле налаживания производства «Сталкера» стала приближенная к «АвтоВАЗу» . Она специализировалась на изготовлении мелкими партиями удлиненных «десяток» — ВАЗ-21108 «Премьер» — и обладала необходимыми кадрами и оборудованием для изготовления кузова «Сталкера». Но на мощностях «Супер-Авто» собрали лишь пару внедорожников. Едва начавшееся партнерство погубил денежный вопрос: компании не нашли компромисса в вопросах цены на пластиковые детали и на стоимость конечного продукта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: