Другой ленд-лиз (продолжение). «Willys МВ» как один из символов войны (29 фото + 1 видео)

Willys MB

Willys MB на Викискладе

Общие данные

ПроизводительWillys-Overland Motors/Ford Motor Company[1]
Годы пр-ва1941—1945
Иные обозначенияFord GPW

Дизайн

Компоновкапереднемоторная, полноприводная

Двигатели

Willys L134 (англ.)русск.

Марка:Willys L134 (англ.)русск.
Тип:Бензиновый
Объём:2 199 см3
Максимальная мощность:60 л. с., при 3600 об/мин
Конфигурация:рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров:4
Клапанов:8
Макс. скорость:104 км/ч
Расход топлива при смешанном цикле:12 л/100 км
Диаметр цилиндра:79,37 мм
Ход поршня:111,12 мм
Степень сжатия:6,48
Система питания:Карбюратор
Охлаждение:жидкостное
Клапанной механизм:SV
Материал блока цилиндров:чугун
Материал ГБЦ:чугун
Тактность (число тактов):4
Порядок работы цилиндров:1-3-4-2
Рекомендованное топливо:Б-70

Трансмиссия

3-ступенчатая механическая

Характеристики

Массово-габаритные

Длина3335 мм
Ширина1585 мм
Высота1830 мм
Клиренс220 мм
Колёсная база2032 мм
Колея задняя1230 мм
Колея передняя1230 мм
Масса1220 кг

На рынке

Предшественник
Willys MA
Преемник
Преемник
Willys M38, Willys MC
Похожие моделиBantam BRC40 DGME Ñandú, ГАЗ-64, УАЗ-469

Другое

Грузоподъёмность250 кг
Объём бака57 л

Willys MB (Виллис)

— американский армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой войны. Серийное производство началось в 1941 году на заводах компаний Willys-Overland Motors и Ford (под маркой Ford GPW).

История

В мае 1940 года армия США сформулировала основные требования к лёгкому командирскому разведывательному автомобилю. Эти требования были настолько жёсткими по срокам, что в конкурсе приняли участие только фирмы Willys-Overland Motors и American Bantam, которая в начале сентября 1940 года показала первый прототип своего внедорожника. Конкуренцию ему составляли прототипы машин повышенной проходимости от компаний Ford и Marmon-Herrington[1].

Получившаяся машина оказалась тяжелее заданных величин. Фирма Willys, объявив указанные технические требования и сроки их выполнения нереальными, попросила для осуществления своего проекта более тяжёлого автомобиля 75 дней. Willys, имея полную информацию об автомобиле конкурента, скопировал черты внешнего облика прототипа Bantam[2]. Через несколько лет это было зафиксировано юридически, но к тому времени American Bantam прекратила своё существование. С опозданием в конкурс включилась фирма Ford с автомобилем «Пигмей», который и победил в первоначальном этапе конкурса[3]. В начале 1941 года комиссия под председательством президента Рузвельта сформировала окончательные требования и приняла решение выдать каждой из трёх фирм заказ на пробную партию из 1500 автомобилей. Выпуск Willys MA начался в июне 1941 года. Вступление США во Вторую мировую войну заставило военное ведомство США дать указание срочно развернуть массовое производство новых автомобилей.

Вопреки надеждам компании Ford 1 июля 1941 года за основу был принят модернизированный Willys MB. Willys-Overland Motors выпустила последний автомобиль Willys MA 18 ноября 1941 года, построив с нарушением сроков оговорённые 1500 шт.[2], и приступила к серийному производству модели Willys MB на заводе в Толидо, штат Огайо. Потребности вооружённых сил и поставок по ленд-лизу превышали производственные возможности Willys-Overland, поэтому государственные закупочные структуры, не без участия военно-промышленного лобби, провели в келейном порядке конкурс на альтернативного поставщика, которым по никому не разъяснявшимся причинам была избрана компания Ford. Компания Bantam, боровшаяся за свою долю в производстве джипов модели MB, осталась в оффсайде, а к 1956 году в отсутствии крупных заказов обанкротилась и была поглощена конкурентами[1]. Завод Ford приступил к выпуску Willys MB (под индексом Ford GPW) только в начале 1942 года[3]. С учётом фордовских копий всего был выпущен 659 031 автомобиль Willys MB.

Поступив в войска союзников, Willys быстро приобрел огромную популярность. В Красную армию «Виллисы» массово поступали по ленд-лизу с лета 1942 года (наряду с Willys MB в СССР через Англию была поставлена практически вся партия Willys MA — 1553 экз.) и сразу же нашли себе применение как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек. Всего до конца войны в СССР было поставлено около 52 тысяч машин[2]. С 20 мая по 10 июля 1943 года три автомобиля Willys MB проходили испытания под Кубинкой и показали себя очень хорошо[источник не указан 2610 дней

].

  • Запас хода по шоссе (км): 475
  • Шины: 6.00-16″

К строевой службе готов!

Кузов «виллиса» максимально приспособлен к армейской службе: защитный цвет «хаки», простые формы, шанцевый инструмент, поручни снаружи, нет и дверей. Но тем не менее примитивный дизайн военного внедорожника успешно прижился в гражданской жизни. Последователем Willys стал известный по сей день Jeep Wrangler и его производные модели, а образ передней части «виллиса» угадывается и на самом логотипе марки Jeep.
К интересным особенностям Willys относятся диски колёс — те машины, что шли на фронт, комплектовались разборными дисками. Это сделано для того, чтобы можно было быстро разбортовать и собрать колесо, ведь в условиях боя каждая секунда дорога. На нашем образце такое колесо висит в качестве запаски, а стоит автомобиль на штамповках (т. е. неразборных) для гражданской службы.

Рулевое управление, естественно, без гидрача, тормоза без вакуумного усилителя. Трёхступенчатая коробка передач не имеет синхронизаторов на задней и первой передаче. Раздаточная коробка двухступенчатая с двумя рычагами. Один включает пониженную, другой подключает передний мост.

О комфорте создатели «виллиса», кстати, не забыли. В салоне три мягких сиденья: два спереди, а третье сзади в центре. Они, конечно, плоские и простые, не имеют никаких регулировок. Но не сказать что непривычные нам, людям из Страны Советов. До появления «Хантера» и других модернизаций советский УАЗ имел сидушки ничуть не лучше. В руках руль, хоть и невероятно большого диаметра, справа рычаг коробки — и на этом спасибо.

Салон «виллиса» максимально упрощён — есть лишь то, что необходимо для приведения автомобиля в движение и управления им

Форма и расположение приборов оригинальны. Но сами приборы от советских автомобилей — уазиков или «газона»

Приборы на щитке освещались так — лампочками снаружи

Чтобы откинуть на капот лобовик, достаточно отстегнуть пару металлических фиксаторов

Эта рукоятка затягивает стояночный тормоз. Просто и удобно

Сиденья без изысков, но сидеть на них можно. Под водительской подушкой расположена заливная горловина и сам топливный бак. Чтобы заправиться, подушку надо поднять

Трансмиссия управляется тремя рычагами. Самый длинный переключает передачи в КПП, два небольших заведуют раздаткой — демультипликатором и передним мостом

Металлические напольные педали ещё помнят усердные удары солдатских сапог

Несмотря на спартанскую обстановку, бардачок в Willys есть. Небольшой, но карты, почта и папиросы командира уместятся

Инструменты можно убрать в ёмкости, встроенные в задние крылья

«Гражданский джип»

Основная статья: Jeep CJ

В 1944 году на базе «Willys MB» был разработан гражданский внедорожник CJ1A

(
СJ
— Civilian Jeep), а в 1945 году его улучшенная модификация
CJ2A
. Модель
CJ3A
послужила базой для создания в 1950 году армейского внедорожника М38. Военные серии «Willys MD» послужили основой гражданским внедорожникам
CJ5
/
CJ6
, производившимся с середины 1950-х до начала 1980-х годов, а также более поздним моделям конца 70-80-х годов
CJ7
,
CJ8
Scrambler и
CJ10
, производство которых завершилось в 1986 году. По лицензии Willys модели
CJ3B
и
CJ5
/
CJ6
еще с начала 1950-х годов начали производить в Японии (Toyota, Nissan и Mitsubishi), а также в Индии (Mahindra & Mahindra), Южной Корее (SsangYong и Kia) и ряде других стран.

Дела трансмиссионные

На Willys применена самая простая форма полного привода, которая ныне именуется как part-time. Это постоянный привод на задние колёса с возможностью жёсткого (без межосевого дифференциала) подключения переднего моста. Раздаточная коробка двухступенчатая. Управляется двумя рычагами: один включает передний мост, другой — пониженный ряд. И именно в такой последовательности: сначала включить передок, потом — понижайку.

Послевоенные армейские модификации

  • «Willys MC», обозначение М38 (1950—1953 гг.) — армейская модификация гражданской модели CJ3A. Получил лебедку, усиленную ходовую часть, шины размером 7.00-16, цельное лобовое стекло, 24-вольтовое электрооборудование. До 1953 года изготовили 61423 таких машин, в выпуске также участвовал канадский .
  • «Willys MD», обозначение М38А1 (1952—1957 гг.) — более солидный вариант «Виллиса-MС» Отличался верхнеклапанным двигателем «Харрикэйн» (Hurricane), развивал мощность 67 л.с. Внешне отличался более высоким расположением капота, удлиненной колесной базой — 2057 мм, широкими шинами размером 7.50-16 и увеличенными размерами. «Виллис» выпускал этот джип до последних дней своего существования. Выпущено 101488 экземпляра. Параллельно в 1955—1982 гг. выпускалась гражданская модель CJ5 и её модернизированный вариант CJ7 выпускался в 1976—1986 гг.
  • М38А1С — усиленное шасси, использовалось для установки безоткатных орудий, зенитных пушек и противотанковых ракет.
  • «Willys MDA» (1954 г) — длиннобазный 6-местный джип (база 2565 мм). Гражданская длиннобазная модель CJ6 производилась в 1955—1978 гг.
  • М606 (1953 г.) — армейская модификация гражданской модели СJ3В с верхнеклапанным 62-сильным мотором, предназначен для экспорта и сборки по лицензии.
  • Первый прототип внедорожника.
  • Bantam BRC 40.
  • ЧК-М1 на «Виллисе» ВДВ ВС СССР.
  • M38A1.
  • M606 в Колумбии.

Не понравилось:

  • отменная проходимостьЛучше, наверное, только у танка. Если есть поверхность, Willys там проедет.
  • великолепная обзорностьЕсли Willys открытый, то помешать обзору не может ничто. Можно даже лобовое стекло убрать, хотя покрутить головой всё же придётся — с зеркалами в машине не всё так хорошо. А вот в случае с поднятой крышей обзор назад ухудшается.
  • беспрецедентная выносливостьХоть и говорят, что советские последователи «виллиса» ГАЗ-64 и 67 крепче, нам противопоставить всё равно нечего. Тем более сегодня.
  • стильный экстерьерКонструкторы будущего внедорожника вряд ли серьёзно задумывались, каким будет дизайн кузова «виллиса», но по сей день внешне он бесподобен, как говорится, смотрится. Его же образ известен современным автомобилистам по легендарным Jeep Wrangler, а также их последователям и копиям.
  • тяговитостьWillys не может похвастаться выдающимися характеристиками мотора в цифрах (что такое 60 лошадиных сил по сравнению с современным автомобилем?), но благодаря трансмиссии он не просто проходимец, а ещё и тягач!
  • слабая динамикаНа прямой Willys слаб, но невысокие динамические характеристики компенсируются высокой тяговитостью.
  • отсутствие комфортаКомфорта в военном автомобиле нет и быть, наверное, просто не может.
  • сложное управлениеКак бы там ни было, в современном городе на «виллисе» ехать непривычно и неудобно — плохая манёвренность и плохие тормоза.

Примечания

  1. 123
    20 years to Develop—The Jeep. //
    Army Research and Development
    , January-February 1978, v. 19, no. 1, pp. 14-15.
  2. 123Егерс Е. В.
    Автомобили Ленд-Лиза. — Рига: TORNADO publications, 2000.
  3. 12Кочнев Е. Д.
    Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. Издание 1-е. — М.: ООО «Книжное издательство „За рулём“», 2006. — ISBN 5-9698-0040 6.
  4. Truck: Utility 1/4 Ton 4 x 4 (M38A1) Jeep (англ.). MoMA. Проверено 3 сентября 2013.

Интересный факт

Многие считают, что Ford GP дал имя сначала классу автомобилей, а потом бренду Jeep. Дескать, GP (General Purpose, или общего назначения по-русски) читалось как «джи-пи», что вылилось в сокращение «джип». Причём чаще стали говорить именно про аббревиатуру GP, а не о сокращении GP. В чём между ними разница? Сокращение двух слов — это описание автомобиля. А аббревиатура GP — это буквенное обозначение: G — государственный заказ, Р — автомобиль с колёсной базой до 80 дюймов. Доля правды в этом есть. Но есть и другие версии. Одна из них гласит, что автомобиль получил своё прозвище от имени героя газетных комиксов Eugene the Jeep (Джип Юджин), который умел бегать по стенам и потолкам, лазать по горам. Как внедорожник, везде пройдёт.

Джип взбирается по ступенькам Капитолийского холма

Есть ещё одна — третья версия. Впервые слово jeep появилось в прессе 20 февраля 1941 года. Его упомянула журналистка газеты Washington Daily News Кэтрин Хиллер. Известная фотография, на которой вездеход с сенатором Мидом, конгрессменом Томасом и тремя солдатами забирается по ступеням Капитолия, подписана: «Джип взбирается по ступенькам Капитолийского холма». Небольшое дополнение к этому варианту: когда шла презентация вездехода, всё та же Кэтрин Хиллер на свой вопрос: «Как же всё-таки его называть?» — услышала ответ: «Называйте его Jeep!»

О безопасности

Военные автомобили вряд ли кто проверяет на безопасность, как пассивную, так и активную, а тем более этого не делали в сороковых годах прошлого столетия. Такие машины безопаснее, если они выносливые и имеют бронированный кузов. Требования, предъявляемые к гражданским автомобилям, типа легко сминаемая передняя часть, ремни и подушки безопасности, никак не применяются даже к современным военным машинам. Ремни, к слову, у Willys были, но только в качестве альтернативы боковым дверцам. Willys не имеет брони, плохие у армейского внедорожника и тормоза, поэтому если разговор о пассивной безопасности, то, наверное, из этой машины проще выпрыгнуть непосредственно перед происшествием.

Технические характеристики

Автомобиль

МаркаWillys
ВерсияMB
ПроизводствоСША
Год выпуска1943
Кузоврамный
Типвнедорожник
Количество дверейотсутствуют
Количество мест3

Двигатель

МодельWillys L134
Типбензиновый рядный
Расположениеспереди продольно
Система питаниякарбюратор
Число цилиндров/клапанов4/8
Рабочий объём, см куб.2 199
Максимальная мощность, л. с. (кВт)/об/мин60 (44)/3 600
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин142/2 000

Динамические характеристики

Максимальная скорость, км/ч104

Трансмиссия

Приводна задние колёса с подключаемыми передними
Коробка передачмеханическая 3-ступенчатая

Подвеска

Передняязависимая рессорная
Задняязависимая рессорная

Тормоза

Передниебарабанные
Задниебарабанные

Размеры и вес

Клиренс, мм220
Длина/ширина/высота, мм3 335/1 585/1 830
Колёсная база, мм2 030
Размерность шин6.0 — 16
Снаряжённая масса, кг1 110
Полная масса, кг1 410
Грузоподъёмность, кг300
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: